В любой ситуации «я выбираю себя».
Время диктует свои правила и поведенческие закладки и модное нынче разделение на «бумеры/миллениалы/зумеры» действительно чувствуется именно во фразе «я выбираю себя».
Это неплохо, и даже полезно в контексте травмирующих ситуаций, например, когда супруг, «подсевший на стакан» стал поднимать руку. В такой ситуации действительно правило «я выбираю себя» важно и нужно.
Но мы разучились коммуницировать в повседневной жизни, вести диалог и приходить к договоренности.
Кандидат психологических наук, доцент, Александр Марьянович Колышко провел семинар на тему «сложности адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте».
Подняли тему интерпретаций, понимания речи друг друга, не потому, что мы разговариваем на разных языках, а о том, что каждый интерпретирует исходя из своей системы ценностей.Так, одна история, пересказанная друг другу семью молодыми специалистами по очереди, доходит до последнего совсем в искаженном варианте, потеряв первозданный облик. Все потому, что каждый слушает и слышит то, что хочет в данный момент. Интерпретирует по своему.
В контексте практического занятия семинара это довольно забавно, как игра в сломанный телефон из детства. В реальности же - не совсем.
Потому что вот пришел, например, в аптеку человек в плохом настроении и сказал Вашему коллеге, что утром Вы не улыбнулись ему. А сказал, в контексте, что он дал 100-рублевую купюру за контейнер для анализов и был не первым в этом квесте, а сейчас «подготовился и раздобыл монеты».
Но коллега, опять же, пересказывая эту историю, упустила не важные для нее детали. Дальше каждый рассказал, как запомнил/услышал, и вот в конце Вы, оказывается, не просто не улыбнулись, а уже даже прогнали бедного человека, который остро нуждался в помощи.
Бессознательно, каждый передает, опуская то, что неважно лично для него.
Опять же, задания направлены на понимание того, что каждый слышит то, что ему ближе, даже если говорим на одном языке. Подчеркивает важность коммуникации, умение задать нужные уточняющие вопросы в подходящий момент, чтобы не случилось ситуации, что человек «вышел из комнаты, а конфликт из него не вышел». Собственно, так и рождаются отсроченные жалобы.
1 минута конфликта в среднем переживается 12 минут. Да и одна негативная эмоция может перекрыть все хорошее от целого дня или даже недели. Но конфликтная ситуация, не говорит о Вас, как о плохом сотруднике или человеке в целом.
Учитесь слушать и слышать, но не интерпретировать. Искать общую систему координат для лучшего понимания. Иногда брать на себя инициативу, уметь сдавать позиции и хвалить.
Говорить то, что надо, когда надо и тем способом, который понятен.
Первые годы работы действительно сложны тем, что наши ожидания разнятся с действительностью. Но только мы своим отношением к ситуации и навыками коммуникации способны либо испортить полностью впечатление о профессии и превратить будни в каторгу, либо наслаждаться своей работой и нести заботу и пользу людям.